Татьяна Опубликовано 4 Августа 2008 Жалоба Share Опубликовано 4 Августа 2008 Из книги СЕРДЦЕ ЙОГИ Т.К.В. Дешикачар СВОЙСТВА УМА В первой главе «Йога-сутр» Патанджали определяет йогу как некое состояние ума, называемое «ниродха». Ниродха — пятый и самый высокий уровень ума; на этом уровне его деятельность характеризуется устойчивой фиксацией внимания. Мы достигнем ниродхи только после того, как успешно распознаем и превзойдем предшествующие ей уровни психической деятельности. Самый нижний уровень можно уподобить уму пьяной обезьяны, скачущей с ветки на ветку: мысли, эмоции и ощущения сменяют друг друга с огромной быстротой. Мы их почти не осознаем и не можем найти связывающей их нити. Этот ментальный уровень называется «кшипта». Второй уровень ума называется «мудха». Здесь ум как у грузного буйвола, часами стоящего на одном месте. Всякое желание наблюдать, действовать и реагировать практически отсутствует. Такое состояние ума вызывается самыми разными причинами. - Мы можем чувствовать себя подобным образом из-за переедания или недосыпания. - Причиной могут быть также определенные лекарства. - Некоторые люди впадают в ступор мудхи, когда теряют любимых. - Мудха может быть реакцией на глубокое разочарование (когда что-нибудь очень желанное оказывается недостижимым). - Иногда это состояние возникает у людей, которые после многих неудачных попыток чего-то добиться в своей жизни просто сдаются и больше не хотят ни о чем знать. Для описания третьего уровня ума используется слово «викшипта». В этом состоянии ум движется, но его движение не имеет постоянной цели и четко выраженного направления. Ум сталкивается с препятствиями и сомнениями. Он колеблется между пониманием того, что он хочет сделать, и неопределенностью, между уверенностью и неуверенностью. Это наиболее распространенное состояние ума. Четвертый уровень называется «экаграта». На этом уровне ум относительно чист; влияние отвлекающих факторов несущественно. У нас есть направление, и, самое главное, мы можем продвигаться вперед в этом направлении, удерживая на нем свое внимание. Это состояние соотносится с дхараной. Занимаясь йогой, мы можем создать условия, которые заставят ум постепенно перейти с уровня «кшипта» на стадию «экаграта». Пиком развития экаграты является ниродха Это пятый, и последний уровень, на котором может функционировать ум. На данном уровне ум целиком и полностью сосредоточен на объекте внимания. Кажется, что ум и объект сливаются воедино. Эта идея трудна для понимания, поэтому я приведу вам еще один пример. Перед тем как прочитать лекцию о концепции «ниродха», я много думаю о пяти уровнях ума, и мне в голову приходят многочисленные мысли на эту тему. Всплывает много связанных с ней воспоминаний. Но когда я начинаю разговаривать с аудиторией и отвечать на вопросы, все больше сосредоточиваясь на объяснении ниродхи, я вижу, каким образом следует продолжать разговор. В моем уме возникает все меньше вопросов. Я дохожу до стадии, на которой не отвлекаюсь на побочные темы и практически не осознаю присутствия слушателей. Меня больше не заботит, что они думают о моих примерах. То, что я говорю, продиктовано прежде всего внутренней близостью к теме, о которой идет речь. В это время мой ум полностью сфокусирован на одном — на объяснении ниродхи. Он полностью поглощен интересом к тому, что я делаю. Ничто другое меня не волнует, и все мое понимание концепции «ниродха» при мне. Для меня не существует ничего, кроме предмета, о котором я говорю. Это то состояние ума, которое имеется в виду в «Йога-сутрах», когда используется термин «ниродха». Слово родха происходит от корня рудх — «осаждать»; префикс ни свидетельствует о большой внутренней интенсивности. Ниродха характеризует состояние, в котором ум сфокусирован исключительно на одном объекте и не отвлекается на другие мысли или внешние раздражители. Слово «ниродха» имеет еще одно значение, которое иногда переводится как «граница» или «ограничение». Эта интерпретация действительно оправданна, но не в том смысле, что мы ограничиваем ум до одного-единственного направления, а скорее наоборот, — ум движется в одном направлении с такой силой и интенсивностью и настолько поглощен этим, что ничто другое не может в него проникнуть и вся прочая ментальная деятельность прекращается. Поэтому перевод термина «ниродха» как «граница» обусловлен тем, что естественным следствием этого состояния является ограничение и прекращение любой другой деятельности ума. В этом смысле, ниродха означает «полное погружение». Патанджали определяет йогу как «читта-вритти-ниродха». Читта-вритти-ниродха — это состояние, в котором ум абсолютно однонаправлен. Некоторые люди спрашивают, не сводится ли йога к прекращению ментальной активности. Если вы приходите к заключению, что такие многочисленные способности ума, как наблюдение, рассуждение, память, воображение, пассивность и повышенная активность, вредны и должны быть уничтожены то это свидетельствует о недостаточном знании и понимании «Йога-сутр». Йога знает, что эти способности жизненно необходимы. Но если ум предоставлен самому себе, то он, будучи открытым для внешних влияний, вырабатывает свой собственный образ действий. В конечном итоге он теряет способность пользоваться своими многочисленными способностями, потому что ему не хватает устойчивости и ясности. Вот почему «Йога-сутры» говорят, что все способности ума могут быть как позитивными, так и негативными. Занимаясь йогой, мы просто пытаемся создать условия, в которых ум может использоваться в нашей деятельности с максимальной пользой. Этот процесс требует времени; любая возможность сокращения пути является иллюзорной. Развитие происходит шаг за шагом и включает огромное количество техник, которые нужно выбирать разумно, в соответствии с индивидуальными потребностями. «Йога-сутры» дают много рекомендаций, которые сообща составляют нашу практику йоги — йога-садхану. Асаны, дыхательные упражнения, изучение «Йога-сутр», вручение себя Богу, непривязанность к своим действиям, посещение святых и исследование природы сновидений — все это части данного процесса. Каждый человек не похож на других и имеет свой уникальный жизненный опыт. Поэтому существует так много разных рекомендаций в помощь ученику, идущему путем йоги. Тем или иным способом вы можете привести свой ум в состояние, в котором он обретает понимание и способен действовать с полной концентрацией. А кто не ищет возможностей яснее понимать вещи, открывать новое и исправлять ошибки? Если можно как-то выразить словами то, что происходит в состоянии «ниродха», то лучше всего сказать так: вы видите и знаете. К чему бы ни обращался ваш ум, он видит и понимает это настолько полно, что ему едва ли нужно узнавать что-то еще. Если вы будете углубляться в этот процесс еще дальше, то можете поймать проблеск того, что лежит за пределами обычного наблюдения и опыта. Там находится основа йогической мудрости. Увиденное йогами — это не то, что другие никогда не смогут увидеть. Это то, что другие пока еще не видят. 0 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Солнце Опубликовано 21 Января 2009 Жалоба Share Опубликовано 21 Января 2009 [size=6]Любое знание обретает смысл лишь тогда, когда оно может быть использовано нами. Использовано непосредственно, не для того, чтобы произвести впечатление на других людей, а в своей собственной жизни. Только тогда знание становится силой.[/size] 0 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость Милена Опубликовано 6 Февраля 2009 Жалоба Share Опубликовано 6 Февраля 2009 УМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И БОЖЕСТВЕННЫЙ. Физическим носителем человеческого ума является ментальное тело, но не мозг. Медицине известны случаи, когда землянин лишался мозга, но продолжал мыслить. Когда человек умрет и оставит свой земной мозг на Земле мышление его также не прекратится. Наоборот, освобожденное от плотной оболочки, мышление ментального тела обостряется и ускоряется. И чем выше, по мирам он будет перемещаться, чем больше он будет освобождаться от облекающих его оболочек, тем мышление его будет улучшаться. Физическим носителем божественного ума в человеке является ядро духа. Ум человеческий никогда не сравняется с умом божественным. Первым можно исследовать лишь Нижние миры потому, что он оперирует пятью земными чувствами. Но Высшие и Духовный мир вне его досягаемости потому, что для их познания требуется шестое и седьмое чувства - яснознание и духоразумение, которые являются достоянием духа. Обуздание человеческого ума . Ум, то есть ментальное тело не может не работать. Ум постоянно требует, о чем бы подумать, что пожевать. Даже ночью ментальное тело работает, создавая сны, не давая организму отдохнуть. Главное, - когда сознание заполнено человеческими мыслями, они не пускают туда мысли божественные. Поэтому человеческий ум должен быть обуздан. Это возможно сделать двумя путями - естественным и искусственным. Первый, это путь добродетельной жизни: ” Будучи просто добрым человеком, старающимся вести порядочную жизнь и даже не задумывающемся над тем, как остановить ум, вы можете стать спокойным и счастливым, поскольку ум сам собой затих. Ваша высоконравственная жизнь не подпитывает его необходимыми энергиями и он замолкает / Платонова Т.Ю. Путь Горы. М.2006 /. Следите за своими чувствами / они должны быть чистыми и спокойными /, - за речью / она должна быть красивая и не причиняющая зла /, - за поступками / они не должны причинять вреда /. Искусственное обуздание ума идет через молитву или специальную медитацию. 0 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендуемые сообщения
Присоединиться к обсуждению
Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.