Мы несём в себе бесконечность наших вселенных. Закрытые нашим неверием, заглушенные голосом чужих волеизъявлений, опутанные блудливыми умствованиями, ограниченные привычками и парализованные пассивностью, они так никогда и не являют себя миру. Проявленные, они в большинстве своём носят ярлыки безумия не от мира сего – так страх перед неизведанным всегда спешит обозначить себя, защищаясь в нормированном бытии от «ненормальностей». Мы привыкли бояться... А знаем ли мы, на что способна душа, если позволить ей быть? А знаем ли мы, как звучит наше истинное Желание, когда сердце очищено? А слышим ли мы... Открытая и чистая душа... Её картины оригинальны и неповторимы, ибо созданы фантазиями незримых сфер. Они – посланники в этом мире, чьи завораживающие тайны раскрываются перед глазами, в которых нет притворства. Эти картины – живые, яркие, сильные, как и сама воплощающая их личность. Познакомьтесь – Лариса Николаевна Стебах-Стебенко.
–
В
принципе, я никогда не рисовала... Мечтала
всегда о хирургии, безумно любила и
сейчас люблю медицину. –
Вы
врач по образованию? –
Нет,
по образованию я экономист, а проработала
я всю жизнь в проектном институте. –
Довольно
далеко от хирургии и живописи :) –
Да,
но я тоже безумно любила свою работу, я ей
отдавала всю свою душу, а
рисовать стала после того, как в 1978
году пошла на пенсию и вступила в клуб «Природа
и творчество». Сначала я перерисовывала
картинки детских известных художников,
выкладывала их всевозможными зёрнышками.
Потом мне пришла идея рисовать деревья-лица
из чая и тырсы. Далее – графика,
абстрактные рисунки. В момент, когда я
брала в руку карандаш, в моей голове не
было ничего – рисунок выходил сам собою.
Потом я стала рисовать лица точечками:
смотрятся они сверху вниз и наоборот.
Затем рисовала лица из буквы «С», а в июле
1997 года в моих мозгах (иначе я не могу
сказать) полезли лица-змеи. Я не знала, что
я буду рисовать – оно само рисовалось.
С
августа 1998 года я стала рисовать то, что я
начала видеть в своих мозгах. В любое
время дня и ночи (но не во время сна), в
любом месте: дома, на улице, в саду – вдруг
появляется рисунок и один раз его
название, 3-5 секунд... и он исчезает. Я
должна записать название и сделать
набросок карандашом, чтобы не забыть
увиденное. Между прочим, у Белимова есть
об одном художнике, который видит свои
работы во время сна и говорит, что это не
его работы. То же самое я говорю: это не
мои работы, я их не создаю, я просто их
рисую. Я не копирую никакого художника, я
ничего не переписываю, но я могу создать
только то, что я вижу в своих мозгах. Вот я
больше ничего не видела, и я пока не могу
рисовать... Может Он мне больше и не будет
передавать... Правда, я сейчас с Ним и не
общаюсь.
–
Вот
вы говорите «Он»... –
Я
имею в виду… тот мой Учитель, который
даёт мне эти работы. –
Вы
знаете, кто Он? –
Ну,
имени Его я не знаю, у меня есть только три
рисунка, посвящённые Ему. Я Его увидела
таким: он держал кисть и как бы посылал
мне нити. Потом – это было 2 февраля 2000
года – когда я собралась мысленно
обратиться к Нему, вдруг всё небо стало
чёрным, и на чёрном фоне возник белый
контур метров пятьдесят и проплыло: «Космическая
ночь. Я жду тебя». И последняя работа,
когда я Ему сказала: «Боже мой, с января
месяца Ты мне ничего не даёшь», и вот это
как Он мне стал выдавать... Восьмая
называлась «Я веду тебя» – я себя
изобразила монахиней... Это была Его
последняя работа. Восемь работ Он мне
выдал за час – я еле успевала вскакивать
с постели, записывать названия и делать
маленькие, буквально три на три
сантиметра, рисуночки, чтоб хотя бы чуть-чуть
запомнить. Сейчас я к Нему не обращаюсь,
потому что мне надо всё-таки читать. Если
я рисую, я не читаю, а мне столько работ
надо прочитать! –
Лариса, у Вас так много картин на
горный мотив! Откуда столько гор? –
Это
был 2000 год, когда 30 апреля я сидела и
медитировала, и в семь часов утра у меня
прошло четыре рисунка – горы. «Моя мечта,
моё воображение – Гималаи», «Восхождение»,
«Перед грозой» и «Тишина». И постепенно я
стала рисовать вот эти горы. Когда я
рисовала горы, мне вдруг «стукнуло» «Тайны
Тибета» нарисовать. Вот это то, что я
послала Мулдашеву – рисунок «Сомати»:
внизу как гора – но это лежит человек. –
А
как появились арканы? –
Мне
дали книжку «Великие арканы Таро.
Священная книга Тота», я стала читать,
конспектировать, и вдруг мне пришла идея
нарисовать арканы Таро. Каждый аркан
имеет традиционное наименование,
еврейскую букву алфавита, числовое
обозначение и символическое начертание.
У меня нарисован только центр этого
символического начертания. Сама картина
в моих мозгах стояла где-то метра три.
Чтоб нарисовать такую полную картину как
идёт по начертанию, надо иметь такое
полотно, уметь его шпаклевать и т.д. Я
этого ничего не знаю. Хотя один художник
мне как-то сказал: «Вы, не умея, не зная
техники письма, до всего дошли сами». –
Он
прав. Каждая картина – это шаг. – С 1996 года у меня шёл постепенный рост, а до того, на протяжении трёх лет, шла борьба... Это происходило во время работы, во время молитвы «Отче наш». Вдруг в моей груди появлялось странное чувство, мешало, отвлекало и с силой тянуло. Передать это состояние невозможно. Тогда я выходила на балкон, смотрела на небо и начинала читать молитву, а эта тёмная сила мешала мне, я с трудом могла сосредоточиться. С большим усилием воли я читала молитву, за небесной голубизной ясно видела Иисуса Христа. Постепенно эта сила слабела и уходила. Я говорила своим знакомым, что, может быть, я на маленькую пятисантиметровую ступеньку становлюсь выше, а тёмная сила не хочет этого.
Уже несколько лет, читая «Отче наш», я смотрю
на небо и всегда вижу Иисуса Христа. «Чистые сердцем Бога узрят», сказано в
Библии, но не мне судить, насколько чисто моё сердце. Я – грешный человек, я
только знаю две молитвы. Я не умею молиться, как люди ходят молятся, стоят в
церкви, бьют поклоны – я этого не умею. Мой храм – это моя душа.
Я
– христианка, но я не фанатичка, я с таким
же уважением и любовью отношусь к Будде.
Почему я его должна не уважать? Это мудрое
учение. Мне близко это учение. Я с большим
уважением отношусь к Зороастру. Тем более
что христианство, иудаизм и ислам очень
много почерпнули из этой религии. И чем
плоха их молитва: «Благие мысли, благие
слова, благие дела»? Это прекрасные слова.
С таким же уважением я отношусь и к Кришне.
Пророков много – Господь един на свете.
Мы можем называть Его Высшим Разумом,
Абсолютом, или как-то ещё, мы не знаем Его
точного имени, но есть же та Сила, которая
всем руководит. Всё определяется по
определённым законам, которые наш мозг
пока понять не может... –
Сейчас
Вы закончили работу над циклом «Отче наш».
Расскажите немного об этих картинах. –
Это
было ночью, я не спала, и вдруг увидела: «Хлеб
наш насущный». А в следующую ночь я тоже
не спала и начала читать «Отче наш». Читаю
эту молитву, и вдруг мне приходит идея,
что каждая фраза – это же всё рисунки! Они
создавались сами по себе, в одном
варианте, я не думала, как лучше: так или
иначе – такого не было.
Почему
мне пришло в голову рисовать «Отче наш», я
не знаю. Наверно, ни одному чудаку ещё
такое не приходило в голову. Это понять
трудно. Людям, которые атеисты и «здраво»
мыслят, подобное не придёт в голову, они
только скажут: «Это человек с приветом».
Я
о своих работах не могу ничего рассказать.
У меня есть один знакомый художник, с
которым я раз в год общаюсь на
Андреевском спуске, так вот, когда он
берёт мою работу... как он о каждой работе
моей начинает рассказывать... сущность
того, что нарисовано. Мы смотрим – просто
работа, а он рассказывает такое, что я это
передать не могу и запомнить не могу. Но
он мне всегда говорил: «Вам это всё дано
свыше. Ни одному художнику не придёт в
голову рисовать то, что
рисуете Вы». – Лариса, Вы очень жизнерадостный и
сильный человек. Признайтесь, как Вам это
удаётся? – По мере своих сил и возможностей я всё стараюсь делать сама. Если я перестану делать, то на мне можно будет поставить уже крест, организм уже бороться не будет. И потом та литература, которую мы читаем... там же везде написано, что по мере своих возможностей нужно работать. И я работаю.
Оглянувшись вокруг, я увидела сказку, созданную добрым и щедрым сердцем. Неповторимый мир… Я заглянула в мудрые глаза его гостеприимной хозяйки – сколько оптимизма, красоты и жизненной силы в одном человеке! А ведь моей собеседнице в этом году исполнилось восемьдесят лет… Мы уходили из удивительной квартиры, и Лариса Николаевна провожала нас смеющимся вопросом: «А вы не побоитесь написать о том, как я рисую картины?» … :)
Алёна 2003 год |
|||
|